Конкуренцию на рынке среднетоннажных грузовых автомобилей последние пять лет подогревает промышленная группа ГАЗ со своим городским грузовиком “Валдай”. Это их первый среднетоннажный грузовик, который полностью проектировался с использованием компьютерных технологий. Пройдя этап доводки, и продолжая свое дальнейшее развитие в модификациях, ГАЗ-33104 уже с полным правом предлагает малому и среднему бизнесу услуги по перевозкам внутри города, а также в региональном масштабе.
Получив для рамы мощные лонжероны от ГАЗ-3307 и осовремененную кабину от “ГАЗели”, ГАЗ-33104 уверенно перевозит 3.5 тонны габаритного груза. Ниша грузоподъемности была выбрана с учетом перекрытия двухтонной ниши “ГАЗелью”. Низкая погрузочная высота (всего 1 метр) и комфортабельная кабина дистанцирует ГАЗ-33104 от собрата ГАЗ-3309, который предназначен, в основном, для перевозок по сельскому бездорожью. Мягкие городские условия эксплуатации позволили отойти от концепции грузовика для тяжелых условий, что позволило создать автомобиль, более доброжелательный к водителю.
Все поверхности ГАЗ-33104/331041/331043, соединяющие кабину с моторным отсеком, получили шумоизоляцию. Двигатель и пятиступенчатая коробка передач собственной разработки покрыты снизу базальтовыми матами с пожаробезопасным эффектом. Учтя отзывы о недостатках первых эксплуатационных образцов “Валдая”, новая кабина проходит катафорезное грунтование и качественную окраску на современной окрасочной линии “Хайден-2”. Эти шаги позволили значительно увеличить срок службы кабины и освободить владельцев от неблагодарной работы по устранению последствий ржавления. Новые кабины получили увеличенные зеркала заднего вида с подогревом. Интерьер весьма схож с “ГАЗель’евским”. Передняя панель такая же. Под щитком приборов установили манометры пневмосистемы. Справа вверху на щитке приборов появилась лампочка ABS.
Не обошлось без недостатков. Своим кожухом двигатель забрал часть пространства кабины и мешает среднему пассажиру. К двухрядной кабине ГАЗ-331043 еще больше претензий. Вход на второй ряд осуществляется через передние двери и через узкий проход откинутых передних сидений. Особенно в зимнее время эта операция весьма трудоемка. Малое расстояние между рядами сидений вынуждает пассажиров второго ряда сидеть боком. Водители предъявляют претензии и к самим сиденьям, которые требуют хоть минимальной подвески.
фото ГАЗ-33104 ВалдайУдлинение базы на 900 мм и свеса на 600 мм относительно базового автомобиля позволило реализовать идею спального места для эксплуатации на региональных перевозках. Металлический каркас дополнительного отсека, в котором были размещены два спальных места, снаружи покрыт пластиком, а изнутри обшит древесно-полимерным материалом. Пенопласт использован в качестве утеплителя. Под нижней полкой объемный вещевой отсек. Верхняя полка, как и везде, откидывается к задней стенке.
К вопросу о технических характеристиках “Валдая” (ГАЗ-33104/331043/331041) – выбор двигателя с самого начала, по экономическим соображениям, был решен в пользу белорусского ММЗ-245.7 мощностью в 119 лс. В настоящее время на этот двигатель устанавливается топливная аппаратура CRS Bosch или ТА “Компакт-40”. С точки зрения унификации всё просто – электрическая система 12-вольтовая (хотя данный класс автомобилей уже требует установки 24-вольтовых систем). Однако, по отзывам водителей “Валдая”, особых проблем с запуском в зимнее время не ощущается. Больше водители обсуждают внешний вид патрубка к воздушному фильтру.
С ноября 2010 года в серию запущен “Валдай” с двигателем Cummins ISF, который имеет более продвинутые параметры.
На “Валдае” применена рессорная подвеска – малолистовая несимметричная на сайлент-блоках впереди, и прогрессивный вариант без подрессорников на заднем мосту. Установка передних и задних стабилизаторов устойчивости позволила избежать боковых кренов. Гидроусилитель руля значительно облегчает управление. По отзывам водителей, грузовик очень маневренный. Тормоза на «Валдае» полностью пневматические дискового типа. Давление в системе 8.1 кг. Такой компрессор в состоянии обеспечит воздухом привод открывания дверей в автобусе, выполненном на базе ГАЗ-33104. Для подготовки воздуха установлен блок производства компании Knorr-Bremse.
Удобное шасси ГАЗ-33104 было с успехом использовано для выпуска различных модификаций и специальных автомобилей. Бортовой длиннобазный грузовик ГАЗ-331041 выпускается специально для городских перевозок габаритных грузов весом до 4 тонн. Удлиненный грузовик ГАЗ-331043 со сдвоенной кабиной удобен для перевозки грузов вместе с бригадой рабочих.
Валдай-эвакуатор ГАЗ-331041 фотоВостребован “Валдай-эвакуатор”, выполненный на удлиненном шасси ГАЗ-331041. Вместо кузова устанавливается простая или ломаная платформы. Эвакуируемый автомобиль устанавливается на платформу при помощи гидроманипулятора AmcoVeba 807 T/2S или дополнительной лебедки в случае ломаной платформы. Манипулятор устанавливается за кабиной водителя. Перед ним для исключения аварийного смещения перевозимого автомобиля установлено ограждение.
Крано-манипуляторная установка FASSI F50A22, установленная на бортовой ГАЗ-33104 позволяет оперативно осуществлять погрузочно-разгрузочные работы без применения посторонней техники.
Разработчики группы ГАЗ прилагают усилия, чтобы максимально использовать возможности модификации “Валдай” ГАЗ-33104 и держать его цену достаточно доступной. Так стоимость нового грузовика ГАЗ-33104 Валдай базовой модели начинается от 800.0 тысяч рублей. По отзывам водителей, грузовик “Валдай” в эксплуатации достаточно надежен и заслуженно занимает свое место на рынке.